Здесь мы собрали статьи, написанные известными спортсменами, тренерами, психологами,
врачами и просто опытными родителями юных спортсменов, чтобы Вы нашли ответы на
интересующие вопросы в одном месте.
Это может быть полезно для желающих начать заниматься
Нужно ли отдавать детей в боевые секции? Какая польза ребенку от занятий?
Восточные единоборства становятся все более популярными в современном обществе. Чем же
они столь привлекательны для многих детей и подростков? Нужно ли отдавать детей в боевые
секции, когда они вас просят об этом? Научат ли они их постоять за себя?
Ответ на все эти вопросы лежит в социальных проблемах нынешнего общества. Не нужно быть
социологом, чтобы дать оценку окружающей ситуации. Да! Ведь боевые искусства развивают не
только физическое здоровье и учат самообороне, но и способствуют формированию твердого,
решительного характера, а также развивают концентрацию, и приучают к самостоятельности. Даже если ваш ребенок и не станет знаменитым спортсменом, все эти качества ему пригодятся в реальной жизни.
А теперь представьте, что ваш ребенок столкнулся с хулиганами в темном переулке. Как вы
думаете, у кого будет больше шансов выйти целым и невредимым из сложившейся ситуации? У
того кто занимается восточными единоборствами, или у тихого домашнего мальчишки, сутками
пропадающего в интернете и не державшего в руках ничего тяжелее мышки? Ответ всем
очевиден!
Кроме того, восточные единоборства учат детей быть самостоятельными, ответственными и
собранными, формируют настоящий мужской характер.
Многие родители опасаются, что занимаясь в боевых секциях, ребенок может стать жестоким и
агрессивным. Это не так, в первую очередь боевые искусства учат объективно оцениваться себя, и
контролировать свои эмоции. Не бойтесь что там ваших детей покалечат, такого не произойдет.
Ведь тренеры постоянно следят за тем, как проходит тренировка.
Задумайтесь над всем вышесказанным, если вдруг ваш ребенок попросит вас записать его в
секцию боевых искусств.
Таэквондо («таэ» — нога, «квон» — кулак (рука), «до» — путь) – олимпийский вид спорта и
корейское боевое искусство. В отличие от других единоборств, в таэквондо не используют
оружия, так как считается, что человеческое тело само по себе очень грозное оружие. Таэквондо
занимаются как мужчины, так и женщины. Приступить к занятиям можно в любом возрасте, что
сделало этот вид спорта вторым по популярности в мире после футбола.
Международный день таэквондо отмечается ежегодно 4 сентября по инициативе Всемирной
федерации таэквондо (World Taekwondo, до июня 2017 года называвшейся World Taekwondo
Federation, WTF). Впервые его праздновали, конечно же, в Южной Корее — на родине этого
боевого искусства. Боевые искусства на территории Кореи начали зарождаться еще в период трех
корейских государств, то есть более 2 тысяч лет назад. Однако историческое достояние Кореи
именно таэквондо — довольно молодое боевое искусство: оно начало формироваться после 1945
года на базе традиционных корейских боевых искусств с элементами карате и китайских боевых
искусств. «Визитная карточка» таэквондо — активное использование ног в бою, как для атаки, так
и для защиты.
Всемирная федерация таэквондо официально учредила Международный день таэквондо в 2006
году на Генеральной ассамблее, проходившей в Хошимине, Вьетнам. Праздник решили отмечать
4 сентября, так как в этот день в 1994 году Международный олимпийский комитет официально
включил таэквондо в число олимпийских видов спорта. Впервые соревнования по таэквондо
проводились на летних Олимпийских играх 2000 в Сиднее (в 1988 и 1992 в качестве показательной
дисциплины на олимпиадах в Сеуле и Барселоне).
По случаю Международного дня таэквондо в Южной Корее и за ее пределами проходят
соревнования, показательные выступления, праздничные концерты и другие мероприятия для
спортсменов и просто любителей этого боевого искусства.
1. Всестороннее физическое развитие. В таэквондо много разделов и каждый требует своих
тренировок, а значит, что дети тренируются, задействуют все группы мышц, полностью
прокачивая своё тело
2. Дисциплина. Ваш ребёнок много балуется? Возможно, Вы слушали от воспитателей в детских
садах или учителей в школе замечания о поведении? Так вот таэквондо приучает детей к
дисциплине и порядку, и замечания уже сменяются похвалами об отличной успеваемости.
3. В единоборствах наиболее глубоко воспитывается уважение и особое внимание отдаётся на
развитие спортсменов как личности. В таэквондо существуют 5 принципов, которые помогают и
детям, и взрослым как на ковре, так и в жизни
4. Таэквондо закаляет характер. Дети учатся преодолевать трудности и страхи, которые не
встречаются в повседневной жизни, тем самым становясь уверенней в себе
5. Таэквондо помогает добиваться своих целей. Яркий пример - соревнования. Они проходят как
на небольшом уровне, так и на высоком. Дети стремятся получить наивысшую награду, понимая,
что для этого нужно приложить максимум усилий и на тренировке, и на самих соревнованиях.
1. Всестороннее развитие физических качеств. В процессе занятий таэквондо развивает
гармонично все физические качества: силу, быстроту, ловкость, выносливость, гибкость.
2. Здоровье
Программа таэквондо нацелена на формирование здорового образа жизни, через воспитание
устойчивого интереса к физической культуре и позитивному мышлению.
3. Самооборона
Эффективность таэквондо в случае самообороны доказана неоднократно! Но помимо этого
ученик постигает умение защищать себя от стрессов и психологической агрессии. Сохраняя
здоровый дух в сложных жизненных ситуациях. Умеет защитить себя и своих близких физически и
психологически.
4. Профессия
Дойдя до черного пояса, ученик приобретает дополнительную профессию. Во всех уголках
планеты, где бы он ни оказался он сможет набрать группу, и достойно зарабатывать на жизнь,
неся знание, здоровье, свет и радость.
5. Научность
Таэквондо WT всегда нацелено на оперативное внедрение современных разработок в области
физической культуры и спорта. В институтах всего мира существуют кафедры спортивных
единоборств, где ведется научная деятельность по улучшению методики преподавания. В самой
Южной Кореи есть целый центр таэквондо - Куккивон.
6. Открытость
Методика преподавания таэквондо описана в научной литературе с которой можно ознакомиться
в открытом доступе. Что отличает наше БИ от подпольных псевдостилей.
7. Масштабность
Таэквондо распространилось по всему миру. Куда бы Вы ни поехали, Вы сможете продолжить
свой путь, обрести друзей и единомышленников.
8. Психологический эффект
Таэквондо формирует сильную, выносливую, стабильную, стрессоустойчивую личность. Таэквондо
воспитывает креативность, созидательность, командный дух и умение мобилизовать свои силы в
жизненно важных ситуациях.
Для начала занятий таэквондо новичкам нужны только штаны и майка. Именно штаны, а не
шорты, так как таэквондо тесно связано с растяжкой и лучше держать подколенные связки в
тепле. Вторым фактором в предпочтении штанов, а не шорт, можно назвать эстетику. Зал – это
место, которое даёт вам силу, нужно относиться к нему с почтением. На майке и штанах не
допускается оскорбительных для окружающих изображений и надписей. Обувь при занятиях
таэквондо, как и другими ударными видами единоборств, отсутствует.
В декабре и мае в клубе проводятся аттестации на пояса, от белого до черного, зависимости от
стажа. К этому моменту у спортсмена должен быть приобретен добок (т.н. «кимоно») –
официальная одежда таэквондиста, в которой он сдаёт на пояса, соревнуется и занимается. Добок
с поясом должны быть обязательно сертифицированы федерацией – это является гарантией
Вашей безопасности. Отличительной чертой добока WT можно считать V-образный ворот. Чтобы
Вы не ошиблись при покупке, можете обратиться к своему тренеру, который поможет подобрать нужную модель и посоветует где купить её дешевле.
I.1. К занятиям по таэквондо допускаются учащиеся, прошедшие медицинский осмотр, (вот отсюда и до конца предложения) имеющие медицинскую справку о допуске к данному виду занятий, а также письменное согласие родителей или опекунов на посещение занятий (ссылка на страницу с документами)
I.2. Учащийся должен бережно относиться к спортивному инвентарю, оборудованию залов и других помещений, поддерживать чистоту и порядок в раздевалках и подсобных помещениях.
I.3. Учащийся должен уважительно относиться ко всем членам группы, тренерам-преподавателям, работающим в зале.
I.4. Учащийся, нарушивший Правила по технике безопасности, или намеренно нанёсший ущерб здоровью кого-либо, несёт персональную ответственность за вытекающие из его действий последствия.
I.5. На занятиях по тхэквондо необходимо помнить, что жизнь и здоровье всегда стоит на первом месте, и каждый учащийся хочет, должен и обязан вернуться домой в целости и сохранности.
II. Требования безопасности перед началом занятий
II.1. Зал – это место повышенной опасности. Для предотвращения травм учащиеся должны входить в зал только с разрешения тренера-преподавателя, в ходе занятия строго следовать инструкциям и указаниям тренера-преподавателя.
II.2. На занятия учащийся должен приходить за 10-15 минут до начала, чтобы успеть переодеться.
II.3. Перед началом занятий учащийся должен надеть специальную спортивную форму. Занятия в тесной одежде, сковывающей движения, приводят к растяжениям и вывихам.
II.4. Каждый учащийся должен приготовиться к тренировке заранее: нельзя есть и пить за 1,5 – 2 часа до начала занятия, тренироваться на полный желудок очень вредно для организма. Обязательно нужно сходить в туалет до тренировки, случайный удар в полный мочевой пузырь может быть исключительно опасным.
II.5. Необходимо перед началом занятий высморкаться, чтобы ничто не мешало правильному и свободному дыханию.
II.6. Во избежание травм, на руках и ногах ногти должны быть аккуратно подстрижены.
II.7. Руки, ноги, шея должны быть чистыми.
II.8. Волосы коротко подстрижены или собраны в пучок с фиксацией их резинкой.
II.9. Ношение очков разрешается, однако во время боёв их необходимо снимать или заменять контактными линзами.
II.10. Все ученики обязаны соблюдать правила личной гигиены. На тренировке находиться в чистом и отглаженном добоке с чистыми ногами и шеей.
II.11. Перед началом занятий необходимо снять драгоценности или металлические предметы: серёжки, цепи, перстни, кольца, браслеты, брошки, цепочки, часы, значки, булавки, заколки и прочие колющие и режущие предметы, способные нанести ранения и травмы себе и партнёру.
III. Требования безопасности во время занятий
III.1. Запрещается входить в зал без разрешения тренера-преподавателя.
III.2. Запрещается во время тренировки жевать жвачку, конфеты и другую пищу, держать во рту любые посторонние предметы, так как можно подавиться или поранить слизистую оболочку ротовой полости.
III.3. Запрещается самостоятельно брать и пользоваться без разрешения спортивным, специальным или другим инвентарём, кувыркаться на матах, залезать и прыгать вниз со скамеек, подоконников, «Шведских лестниц» и спортивных снарядов.
III.4. Нельзя открывать окна и двери одновременно, если в зале находятся люди, чтобы не допустить сквозняка.
III.5. Нельзя баловаться светом и электроприборами.
III.6. Все команды на тренировке выполняются быстро, но выполнять их нужно осторожно и аккуратно. Занимая своё место в общем строю, не толкаться, чтобы не сбить своих товарищей с ног.
III.7. Во время занятий необходимо соблюдать определённый тренером-преподавателем интервал и дистанцию между занимающимися, чтобы случайно не задеть соседа во время занятия, выполняя упражнения, махи или удары руками и ногами во все стороны. Сосед также не должен никого ударить, случайные столкновения могут привести к травме.
III.8. При отработке приёмов в парах, каждый учащийся должен быть очень осторожным и внимательным, чтобы случайно не причинить боль своему партнёру. Особенно контролировать свои действия необходимо при изучении запрещённой техники, или опасных для здоровья приёмов, способных привести к вывихам суставов, растяжениям сухожилий и связок, трещинам или переломам костей, удушениям и так далее.
III.9. При отработке техники каждому нужно хорошо знать и правильно выполнять страховку при падениях (акробатические кувырки). Выполняя данную технику, всегда в первую очередь необходимо думать о безопасности своего партнёра и его страховке, обеспечивая ему максимальную безопасность при падении. Прежде, чем сделать техническое действие, необходимо сначала убедиться, что партнёр упадёт в безопасное место. Надо быть уверенным в правильности выполнения подобных приёмов прежде, чем их выполнять, и знать последствия неправильного их выполнения. Если учащийся в чём-то не совсем уверен – необходимо лишний раз проконсультироваться у своего тренера-преподавателя, не стесняться и попросить у него дополнительных объяснений.
III.10. При возникновении малейшей боли во время проведения приёма, необходимо дать знать об этом своему партнёру, хлопая свободной рукой (или ногой) по нему, по себе или по полу. В этом случае партнёр обязан немедленно ослабить силу давления на ту часть тела, в котором возникла боль.
III.11. При нанесении партнёром сильных ударов, при которых он не контролирует себя, необходимо его об этом предупредить. Если он это делает сознательно – немедленно сообщить об этом тренеру-преподавателю. При умышленном причинении своему партнёру или кому-то другому боли, виновный отстраняется от тренировки, отжимается в наказание по правилам таэквондо от пола на кулаках, а также публично извиняется перед своим партнером и учащимися за недостойное поведение, садится на «штрафную скамью», повторно изучая настоящие Правила по технике безопасности на занятиях таэквондо до конца занятия. В случае отказа учащегося выполнять данное дисциплинарное требование, он отстраняется от занятия.
III.12. При объяснениях тренером-преподавателем новых упражнений и новой техники, учащиеся обязаны внимательно слушать, запрещено отвлекаться, поворачиваться к тренеру спиной, мешать своим товарищам, а также прерывать и комментировать объяснения тренера-преподавателя, так как все эти действия нарушают общую дисциплину и отражаются на усвоении учениками изучаемой техники.
III.13. На занятиях строго запрещается:
· Вести бой (поединок) в полный контакт без разрешения и контроля тренера-преподавателя или в его отсутствие, особенно с девочками, или более слабыми учениками, младшими по возрасту, меньшими по росту и весу, или с целью выяснения «Кто сильней?», или с целью демонстрации своей силы, так как это может привести к травме;
· Отрабатывать удары ногами в парах без индивидуальных защитных приспособлений – щитков на ноги (на голень и подъём стопы) во избежание травм голени. Вести контактный бой с партнёром руками без протекторов на руки (перчатки или накладки на кулаки) для страховки рёбер и головы напарника. Кроме того, во время поединков рекомендуется использовать защиту;
- Экспериментировать со своим партнёром: как долго он может пробыть без дыхания при выполнении удушающих приёмов, выдерживать болевой приём, сможет ли он выдержать сильный удар и какой эффект получится от этих и подобных действий. Нельзя также эксперименты ставить и на себе – это опасно для жизни и здоровья;
· При работе с партнёром выполнять в очень быстром темпе (с большой скоростью) любые опасные для жизни и здоровья удары, боевые связки и приёмы.
· Совершать сложные акробатические элементы (например, полёт-кувырок, сальто и им подобные) без разрешения, контроля, страховки и присутствия тренера-преподавателя;
· Выполнять бросковую технику без разрешения, контроля и присутствия тренера-преподавателя, так же, как и без знания страховки при падениях.
· Каждый учащийся должен строго и точно соблюдать Правила по технике безопасности, беспрекословно и вовремя выполнять все команды тренера-преподавателя, и не делать ничего такого, что опасно для жизни и здоровья, и могло бы привести его самого, его партнёра или окружающих товарищей к травме;
· Запрещается проходить между учащимися, стоящими в паре и готовящимися к выполнению приемов;
IV. Требования безопасности в аварийной ситуации
IV.1. При малейшем недомогании учащийся должен отпроситься у тренера-преподавателя с тренировки домой или попросить разрешения просто посидеть в зале.
IV.2. При очень плохом самочувствии для оказания ему первой помощи или экстренного вызова скорой медицинской помощи – сообщить об этом своему тренеру-преподавателю.
IV.3. Все учащиеся всегда должны немедленно сообщать тренеру-преподавателю, если кому-то из товарищей на тренировке стало плохо, тем более, если больной сам это сделать стесняется или не в состоянии.
IV.4. При появлении у учащегося высокой температуры, обнаружении у него грибковых заболеваний ног, неизвестном высыпании на коже или других опасных заболеваниях, учащийся самостоятельно (если он в состоянии) должен немедленно покинуть зал и отправиться домой для принятия экстренных мер, предупредив об этом тренера-преподавателя.
IV.5. В случае пожара необходимо немедленно сообщить об этом тренеру-преподавателю и быстро, но, не создавая паники, покинуть помещение или здание, уйти в безопасное место (на улицу) и помочь это сделать тем, кто самостоятельно передвигаться не в состоянии.
V. Требования безопасности по окончании занятий
V.1. Организованно покинуть место проведения занятия.
V.2. Переодеться, снять спортивное снаряжение.
V.3. После каждого тренировочного занятия необходимо принять горячий душ.
V.4. Сменить нижнее бельё.
V.5. Свое личное спортивное снаряжение необходимо содержать в чистоте, по мере загрязнения стирать и проглаживать.
Еще несколько десятков лет назад таэквондо считался мужским видом спорта и девочки
приходили в секции редко. Сегодня ситуация изменилась и в группах можно увидеть в равной
степени как девочек так и мальчиков. В секциях нет никаких разделений по половому признаку.
Девочки занимаются наравне с мальчиками. Особенно хорош этот вид спорта для трудных
подростков, в том числе и девочек.
Многие знаменитые спортсмены утверждают, что только благодаря таэквондо они научились
вовремя увидеть грань и смогли понять то, что обычные подростки понимают, уже совершив
непоправимые поступки.
Несмотря на то, что девочки и мальчики занимаются вместе, таэквондо дает им разные навыки.
Мальчишки в первую очередь учатся постоять за себя, защищать близких и контролировать свою
энергию, направляя ее в нужное русло.
Девочкам же таэквондо дает в первую очередь уверенность в себе и отличную фигуру. Как ни
странно, но после нескольких лет занятий девочки становятся более женственными и
утонченными.
Таэквондо отлично развивает тело и дух. Те, кто занимаются этим видом спорта выносливые,
сильные, ловкие, в опасных ситуациях умеют постоять за себя и защитить слабого. Но,
к сожалению, не каждый ребенок сможет выдержать нагрузку, которую предполагает таэквондо.
Прежде, чем отдать ребенка в этот вид спорта, внимательно ознакомьтесь с медицинским
противопоказаниями. К ним относят:
- деформированную грудную клетку в стадиях, когда затрудняется свободное дыхание;
- неравномерная длина ног с разницей более 3 см;
- хронические болезни в стадиях обострения;
- болезни сердца и сосудов;
- эпилепсию;
-обмороки;
-язвы;
- хронические болезни печени и почек;
- запущенный скалиоз в стадиях, когда видимый перекос уже в несколько сантиметров;
Окончательное решение о допуске к занятиям принимает Ваш врач. У него вы берете медсправку
формы 1 здр/у-10, в которой должно быть написано "допущен к занятиям по таэквондо". Без справки добросовестный тренер не допустит спортсмена к занятиям. Обязательное наличие справки для занятий данной формы прописано нормами СанПиН. За её отсутствие у спортсмена административную ответственность несут Клуб, тренер и родители.
Этикет является системой правил внешнего поведения, регулирующих взаимоотношения между учителем и учениками, учеников между собой, между старшими и младшими учениками и т.д. Жестко регламентирующие правила поведения и общения имеют большое значение не только для занятий в зале, но и в повседневной жизни. Этикет призван сформировать в ученике специфические черты характера, делающие человека не только хорошим бойцом, но и достойным человеком.
Перед входом в тренировочный зал, ученик должен:
Заранее переодеться. Переодеваться в зале строго запрещено. Боец должен быть одет в добок – форму для занятий таэквондо – той федерации, к которой принадлежит школа. Добок - это лицо спортсмена. Форма всегда должна быть чистой и выглаженной. Уважение к добок является частью этикета, проявлением уважения к учителю, партнёрам и соперникам.
Существуют несколько простых правил обращения с добок:
Всегда следить за состоянием своей спортивной формы. Если у добок имеются повреждения их необходимо починить. Если восстановить добок невозможно, нужно приобрести новый.
Нельзя использовать чужой добок.
После тренировки форму следует стирать.
Во время тренировки, если возникла необходимость поправить спортивную форму и заново завязать пояс, это нужно сделать, отвернувшись от учителя.
Разуться. В зале можно находиться только босиком. Не допускается ношение какой-либо обуви в зале, приходить на тренировки в повседневной одежде.
Снять все украшения. Это относится как к мужчинам, так и женщинам. К украшениям относятся кольца, браслеты, кулоны, цепочки, серьги, ожерелья и заколки.
Выключить или поставить на беззвучный режим все мобильные устройства.
Еще раз проверить свой внешний вид. Этикет требует, чтобы спортсмен был опрятным, ногти на руках и ногах должны быть короткими, мужчинам рекомендуется иметь короткую причёску. Если спортсмен носит длинные волосы, их необходимо собрать в тугой пучок и закрепить на макушке резинками, металлические заколки, из-за возможных травм не допускаются.
Опаздывать на тренировку считается дурным тоном. Опоздавший должен ждать разрешения учителя войти и приступить к тренировке.
Входя в зал необходимо выполнить поклон залу. Поклон залу означает готовность приступить к тренировке с полной самоотдачей.
Войдя в зал, ученик выполняет поклон учителю, выражая тем самым готовность учиться и приступить к тренировке. Поклон учителю – это так же знак уважения и преданности своей школе.
В соответствии с принципами таэквондо, находясь в зале, ученику следует поддерживать ровное эмоциональное состояние. В зале запрещены громкие разговоры, проявление резких негативных эмоций, крики, свист, шалости, препирания и ругань, без разрешения тренера выходить из зала недопустимо.
Перед началом парных упражнений и после их окончания ученики выполняют поклон друг другу, демонстрируя тем свою готовность к работе и благодарность за то, что партнер помогает совершенствоваться в тхэквондо.
Во время спортивного поединка очень важно соблюдать тот же принцип уважения и признания противника, несмотря на боль, страх, перед более сильным противником или слабым противником – он тоже достоин уважения. Умение четко контролировать свои эмоции и тщательно скрывать их от посторонних глаз – великое искусство и путь самодисциплины и самопознания.
Обратиться к учителю можно, предварительно подняв руку для привлечения его внимания, а затем, поклонившись, негромко задать интересующий вопрос. Когда учитель что-то объясняет ученику, то после объяснения необходимо выполнить поклон в знак понимания.
Когда говорит наставник, нельзя его перебивать, говорить одновременно с ним и, тем более, поворачиваться в этот момент к нему спиной.
Если у ученика возникло несогласие относительно указания учителя, необходимо сначала выполнить его, а затем обратиться к учителя за разъяснением.
В таэквондо существует общая схема построения в зале:
Ученики строятся лицом к учителю таким образом, что младшие ученики(белые пояса) располагаются слева по отношению к учителю, далее стоят желтые пояса, синие и красные и черные пояса располагаются по правую руку относительно учителя.
Выходя из зала необходимо выполнить поклон залу, искренне благодаря то место и людей, помогающих в изучении тхэквондо и совершенствовании самого себя.
Для занимающихся спортсменов
О вреде пропусков тренировок у детей
Все твердят, что тренировки пропускать нельзя, но никто не может конкретно объяснить почему.
Только общие, красивые фразы типа: "тренировка, это шаг вперед. Пропущенная тренировка, это
два шага назад" и т.п.
Тренировочный процесс - это РИТМ. Именно РИТМ! Очень сложно настроить ребенка на
тренировку. Дети рассеяны, не могут собраться и т.д.
Кто-то быстро входит в ритм, кто-то медленно. Пропустил ребенок неделю занятий, настроить его
заново, вовлечь полностью в тренировочный процесс, ввести в РИТМ довольно сложно. А бывает,
что и вовсе не получается.
Особенно, если пропуски систематические. Ребенок теряет интерес и бросает секцию...
Я уже не говорю о том, что для тренера это тяжелый, не благодарный труд. Начинать заново то,
что ты уже сделал ранее. Заново вовлекать ребенка в тренировочный процесс. Ладно там по
болезни пропустил.
Помочь ребенку войти в ритм после болезни для тренера святое дело, святая обязанность. Плохо
когда родителям может быть просто лень вести ребенка в зал в плохую погоду. Или проще
сплавить ребенка к бабушке на все каникулы. И чем дольше и чаще пропуски, тем сложнее
настроить юного спортсмена обратно на продуктивные тренировки, вернуть мотивацию.
А если, наоборот, Вы привьете ребенку навыки идти к своей цели не смотря ни на что, не
останавливаться и не отвлекаться, то вероятность 100%, что ребенок когда вырастет будет точно
так же идти к своим жизненным целям, как в детстве к спортивным.
А именно - НЕ ОСТАНАВЛИВАЯСЬ. Ибо остановки, это то что не дает человеку достигать своих
целей.
- Не важно как быстро ты двигаешься, важно, что ты не останавливаешься.
- Пропущенная тренировка может стать и не двумя шагами назад, а полной остановкой.
- Пред полной остановкой, как правило, следуют несколько коротких.
5 шагов на пути к самостоятельности:
Шаг 1. Поощряйте и не препятствуйте.
Как правило, первые попытки сделать что-то без помощи родителей малыш проявляет уже в год-
полтора. В это время ребенок тянется за ложкой, чтобы самостоятельно положить кашу в рот,
пытается сам нарядиться, почистить зубки и без напоминания, «по-взрослому» сходить в туалет.
Разрешите ему проявить самостоятельность. Размазанная по столу каша, испачканная одежда и
надетые шиворот-навыворот штаны – мелочь в сравнении с полученным бесценным опытом
Шаг 2. Ненавязчиво вовлекайте в домашние дела.
В возрасте до 3-х лет мягко, через игру начинайте вовлекать ребенка в домашние дела.
Устраивайте соревнования по уборке игрушек: кто больше соберет или кто раньше справится.
Естественно, подыграйте малышу, пусть на первых порах побеждает он. Выделите ему «именную»
тряпку, чтобы он мог протирать пыль или мыть пол; губку – для мытья посуды; лейку – для полива
цветов…
Шаг 3. Не бегите на помощь, сломя голову.
Сделать ребенка самостоятельным в один миг не получится. Не стоит мгновенно бросаться на
помощь, когда видите, что у него что-то не получается. Не может сам засунуть ногу в ботинок?
Подождите, пусть потренируется. Если вы не сразу отреагируете на просьбу ребенка о помощи, он
постарается справиться с трудной задачей самостоятельно. И даже перед тем, как проявить
участие, поинтересуйтесь: действительно ли ему необходима ваша помощь и в чем именно?
Шаг 4. Запаситесь терпением и будьте последовательны
Никогда не торопите малыша. То, что для вас представляется минутным делом, для него –
сложный и трудоемкий процесс. Но только поначалу. Дайте ребенку столько времени, сколько
ему необходимо, чтобы справиться с задачей. Обязательно будьте последовательны. Старайтесь
избегать ситуаций, в которых вы однажды позволили ему, например, самостоятельно застегнуть
пуговицы на кофте, а в следующий раз сделали это сами, мотивируя спешкой.
Шаг 5. Хвалите и не осуждайте
Не забывайте, что даже самое простое, на ваш взгляд, дело для ребенка – сродни подвигу.
Обязательно похвалите его и ободрите, даже если шапка надета набекрень, а ботинки не на ту
ногу. Не критикуйте, если он по собственной инициативе вымыл посуду или убрал постель, но
сделал это не очень аккуратно. Лучше отметьте проявленную самостоятельность и поблагодарите
малыша. Помните: мотивация – это две трети успеха в развитии самостоятельности у детей.
Почему тренеры не пускают родителей на тренировки?
Ребенок занимается спортом, но вы не имеете никакой возможности проконтролировать этот
процесс — тренер не пускает вас на тренировки! Почему? Как поступить? Как все-таки прорваться
на занятие и стоит ли это делать? Об этом и многом другом — ниже.
Я родитель!
Вы родитель. И еще воспитатель, кормитель, убиратель, заставлятель, веселитель, одеватель,
развлекатель и много чего еще. Казалось бы, в такой гегемонии суффиксов «тель» если кроме вас
кто и имеет право заниматься ребенком, так это учитель. А вот никакому тренеру к ребенку и
близко подходить нельзя. Он же, в конце концов, не «тренеритель»!
Однако мы возлагаем на свои плечи тяжелую ношу ответственности и отдаем-таки ребенка в
спорт, в руки тренеров. И что получаем взамен? Запрет видеть
своих детей на тренировках. И нас на них не пускают! Нас — родителей, воспитателей,
кормителей, убирателей… И нас — тех, кто проводит со своим ребенком сутки напролет, кто знает
его лучше всех, любит и заботится, желает всего самого лучшего… Не пускают! Да что этот тренер
о себе возомнил?!
Тренер — молодец!
На самом деле, тренер ничего не возомнил. Просто вам очень повезло — вы наконец-то попали к
хорошему тренеру, которому не наплевать на свою профессию, качество работы и детей.
Любой тренер знает истину: если родитель присутствует на тренировке и имеет возможность
каким-либо образом повлиять на ход занятия, он этой возможностью воспользуется.
Своеобразный «закон Мерфи», только для тренировок: если родитель может вмешаться — он
вмешается.
Представьте ситуацию: вы пришли на тренировку, тихонько сели в уголке и наблюдаете. Вот, ваш
ребенок побежал, вот, пробегает мимо вас, и вдруг… его толкают, он со всего размаху падает,
разбивает обе коленки и начинает плакать. Это абсолютно типичная и обыденная ситуация для
любой тренировки. Ссадины, конфликты и веселье, драки (после которых рождается дружба),
несправедливость и достоинство — все это составляющие детского спорта, благодаря которым
ребенок постепенно становится настоящей личностью, получает жизненный опыт, учится отличать
добро от зла.
Но мы сидим на скамейке в двух метрах от окровавленного и заплаканного чада, и, конечно же,
не позволим себе оставаться сторонним наблюдателем. Мы вмешаемся в тренировку, мы
поможем, мы вытрем коленки, мы обработаем их средствами, которые заботливо носим в
сумочке (ведь мы-то знаем, какой у нас хулиган растет).
И испортим этим все
Во-первых, если вы все-таки не вмешаетесь, ребенок, пусть и подсознательно, не сможет
осознать, почему вы так поступили. Мама же рядом, вот она сидит, ну почему она молчит и ничего
не делает? Я плачу, у меня течет кровь, меня толкнули… Почему мама ничего не делает?! Это
рискует превратиться в небольшую и незаметную, но все, же психологическую травму, которая
будет проявляться в поведении и характере ребенка в течение всей его жизни.
Во-вторых, ваше вмешательство испортит смысл детского спорта как такового. Никакого
преодоления, новым эмоциям, терпению, новому опыту уже не будет места. Ребенок не посетит
впервые импровизированный медпункт, и тренер (чужой дядя!) впервые не обработает ему раны
самостоятельно — спокойно, по-мужски, без причитаний и «подуть». И ребенок не заставит себя
успокоиться самостоятельно (возможно, тоже впервые). Ребенок вообще ничего не сделает сам,
за него как обычно все сделаете вы. И это очень плохо.
А что другие?
Также следует помнить и о других детях. Появление родителей на тренировках оказывает влияние
на детей, чьи родители тренировки не посещают.
Выбирайте любой вариант, который нравится:
«Васькина мама ходит на тренировки, а моя нет. Моя мама меня меньше любит?»
«Васькина мама ходит на тренировки. Ха-ха, Васька — маменькин сынок!»
«Васькина мама ходит на тренировки. Нельзя его трогать, еще отругает».
«Васькина мама ходит на тренировки. Надо ему наподдать за это, пусть видит, что я сильнее!»
Как видно, любой вариант сказывается на мироощущении других детей. И, конечно, на вашем
собственном ребенке, ведь вы своим присутствием лишаете его возможности побыть вне
родительского социума, окунуться в самостоятельный мир.
«Смотреть наши занятия в зале родителей не пускали и они толпились за полупрозрачной дверью,
пытаясь разглядеть прогрессирование юных чад. Эта дверь казалась нам самым страшным
местом. О, сколько ударов кулаком она выдержала, бедная, сколько сжатых в гримасе губ
впивалось в нее, желая высказаться о наболевшем! В присутствии тренера вмешательство
родителей не приветствовалось, но по окончанию занятий никому не было дело до расправы над
«не способными и ни к чему не годными». Сколько раз приходилось скрываться в коридорах
спорткомплекса от криков негодования: «Ты почему всю тренировку болтала языком? Где твой
удар справа? Ни одного очка не выиграла у Н.! Все, никакого телевизора до конца недели!» —
вспоминает российская теннисистка Евгения Линецкая.
Заключение
Тренер, запрещающий посещать тренировки родителям — настоящий профессионал. Он не хочет,
чтобы дети отвлекались на что-либо. Он не хочет отступать от плана занятий из-за родителей,
которые так и норовят помочь, подсказать, угодить, посоветовать (тренеру или ребенку — не
важно). Вам очень повезло.
А посмотреть на своего ребенка в деле вы сможете на играх — там и болеть можно, и кричать, и
подсказывать. В общем, делать все то, что делают болельщики на соревнованиях. И к этому
ребенок тоже должен привыкать.
Во-первых, возможно это станет самым сложным в процессе понимания ситуации, но родителям
надо смириться с тем, что их любимый, талантливый, прекрасный, самый умный и лучший
ребёнок на свете занимается, ВНИМАНИЕ — в группе.
Это значит, что все дети получают в равной степени. Они делают одинаковые упражнения и
слышат одинаковые задания и замечания тренера.
Но тут происходит самое интересное, о чем большинство почему-то думает в последнюю очередь.
Кто-то слышит тренера, а кто-то нет. Очень мало отдать свое чадо куда-то и ждать, что его там
всему научат. Надо изначально объяснить ребёнку о том, что нужно трудиться для того, чтобы
стало что-то получаться. Что надо уметь слушать и слышать. Что надо быть внимательным и
обязательным.
Второе. Если у кого-то успехи выше, чем у вас, это совершенно не означает, что кому-то уделяют
больше внимания. Иногда нужно смириться с тем, что кто-то в этом мире может быть одарен в
определённом деле больше вас. А ещё кому-то требуется больше времени, чтоб усвоить
материал, а кому-то меньше. Существует тысяча примеров мирового успеха танцоров,
спортсменов и артистов, не обладавших изначально ярко-выраженными данными для своего
дела. Но зато ОНИ обладали трудолюбием, терпением и силой духа. Которые кстати тоже надо
воспитывать и тренировать.
В-третьих, если вы хотите заниматься индивидуально, есть два пути.
Это заниматься индивидуально. Разумеется, как правило, это будет стоить вам отдельных средств.
Но, даже в этом случае, следует забыть свое убеждение о том, что пройдя три часа
индивидуальной работы, ваш ребёнок превратится в Федора Емельяненко или Дмитрия Носова.
Индивидуальный урок существует для того, чтобы разобрать детали, которые человек не успел
усвоить на групповом занятии. А может просто проболтал это время или баловался. Вспомните
школу, в классе 25 человек. Все сидят и слушают одни и те же правила. Например, у меня не было
таланта к физике, но мне ни разу не пришло в голову, что это потому, что всем хорошо рассказали,
а мне плохо рассказали и вообще не уделили должного внимания. Я шёл к учителю и просил о
репетиторстве.
И, собственно, второй путь... Это дорасти до уровня, предполагающего индивидуальную работу с
тренером в команде сборной!
Ни одного чемпиона мира не растили одного в зале с пяти лет. Это дети, которые очень много
работали, следовали безоговорочно требованиям и правилам своих тренеров, были
дисциплинированны и исполнительны. Это люди, для которых их вид спорта стал образом жизни.
Которые жертвовали походами на дни рождения к друзьям, экскурсиями с классом,
просиживанием своего времени за гаджетами, они засыпали на книжках, уча уроки, но всегда
были в зале по расписанию.
Четвёртое. Удивительное и невероятное, скажете вы, но попробуйте обратить внимание на своего
ребёнка. Да, да... Посмотрите внимательно на него, послушайте его.... Как думаете, ему надо то,
чем вы так хотите, чтобы он занимался? Да? А что ему надо получить от этого занятия? Какие у
него цели? Узнали? А теперь спросите его, как он думает, что нужно сделать, чтобы этих целей
достичь? Вы уверены, что он понимает и готов ко всему этому? Поймите простую вещь! Вам никто
ничего не должен. Особенно за то, что вы просто хотите. Собственно, как и вы никому ничего не
должны. По своему опыту могу сказать, что значительная часть детей приходит в зал просто
пообщаться с народом, побегать и даже по пинать мяч, но они никогда не перенапрягутся.
Ни один тренер не будет бросать 20 человек, чтоб заставить одного хулигана тренироваться. У нас
не тюрьма. Никто никого насильно не держит.
Пятое. Особое внимание тренера надо заслужить. Чем? Почитайте выше. И постарайтесь принять
то, что в зале начальник один - это ТРЕНЕР.
Мы не оказываем услуг, которые вы можете выбрать по прейскуранту. Есть правила. Если они вас
не устраивают - вы свободны выбрать для себя любое дело на свете. Возможно я огорчу вас, но
скажу, что меняя пятого тренера, вам пора понять, что дело скорее всего не в том, что все тренеры
мира плохи. Поверьте, системы тренировок отличаются мало... Отличаться может
взаимопонимание тренера и спортсмена. Если вы думаете, что другой тренер не будет требовать
приходить на тренировки, соблюдать его правила и работать, то вы глубоко ошибаетесь. И если он
вдруг выразит свое негодование по поводу ваших постоянных пропусков, особенно в преддверии
соревнований и невнимательности вашего ребёнка на тренировке, тоже не обижайтесь.
Есть ещё одна истина. Чемпионом не рождаются, им становятся через упорный труд! Все когда-то
проигрывают и что-то не получается, но не смотря на падения им нужно это больше, чем всем
остальным. Они возвращаются доказывают себе и своим близким, что они лучше всех, и
побеждают. Из за целенаправленности в спорте, такие люди и достигают вершин в жизни и в
своём деле! Тренируйтесь!
Опыт.
На своих первых соревнованиях ребенок очень волнуется, это для него новый опыт, и часто
бывает, что от волнения ребенок не проявляет себя в полную силу. Но, чем больше раз ребенок
будет соревноваться, тем меньше он будет волноваться, и скоро ваш гений будет чувствовать себя
комфортно на таких мероприятиях.
Мотивация к дальнейшему развитию. Часто, перед соревнованиями ребенок считает, что он
отлично знает предмет (или спортивную дисциплину), и пропадает мотивация к занятию.
Соревнования здорово отрезвляют, показывают тот уровень, которого можно достичь и к
которому можно стремиться. И довольно часто после первых соревнований по таэквондо ребенок
уже ждет следующие, чтобы еще лучше подготовиться и показать себя.
Команда единомышленников.
На соревнованиях собираются такие же увлеченные дети (и часто увлеченные родители). Дети
общаются между собой, проявляют себя в компании таких же детей, хвастаются своими
достижениями и в целом весело проводят время. Важно, что бы ДЕТСКИЕ соревнования были
веселым времяпрепровождением, а не самым важным в жизни событием.
Развитие лидерства у мальчиков.
Для мужчин желание быть первым, быть быстрее/выше/сильнее - естественная природная
потребность. И как этого достигать, если не соревноваться среди сильнейших? На этом пути
обязательно получать опыт побед и поражений, ставить новые цели и достигать их. А стараясь
сберечь ребенка от того, что бы он вдруг не расстроился из-за проигрыша, вы просто душите этот
порыв и это желание быть лидером.
Участие в соревнованиях не всегда подразумевает обязательную победу ребенка. Важно то, какую
окраску придают соревнованиям родители, и как они реагируют на успех или неудачу ребенка.
Ведь в любом случае ребенок получил опыт, и важно подержать, похвалить его за проявленные
усилия и старания. И проигрыш - это один из этапов на долгом пути развития ребенка.
Старайтесь не придавать сверх важность соревнованиям, это не олимпийские игры, а
возможность классно провести время в первую очередь. Закрепляя в сознании ребенка
понимание того, что соревнования это классно, весело и интересно, мы даем возможность
ребенку проявлять себя полностью, а не зажиматься.
О физической подготовке спортсмена говорят как о само собой разумеющемся. Хорошо и много
тренируются все, а побеждает сегодня тот, кто лучше сможет распорядиться своей
тренированностью, что невозможно без психологической подготовки.
70 % победы зависит от психологического состояния бойца, а все что вы делаете на тренировке,
это всего лишь 30% успешного результата в бою!
Так как же максимально использовать те самые 70%
Человека всегда пугает неизвестность и нужно четко понимать, что:
- На ковре вам будет противостоять точно такой же человек.
- Вес вашего противника, и возраст также будут такими же, как и у вас.
- На ринге вы будете выполнять ту же самую работу, что делали уже много раз на тренировках, за
одним только исключением, что теперь на вас будут смотреть зрители.
- Поединок будет проходить по строгим правилам, с которыми и вы, и ваш противник хорошо
ознакомлены, и нарушать их никто не посмеет.
- Ваш противник, скорее всего, также боится и переживает больше вас.
Все испытывают сильные эмоции как новички, так и чемпионы!
Со своим страхом нужно дружить, и тогда он начнет сражаться на твоей стороне. А чтобы найти с
ним «общий язык», подчинить себе, нужно его изучить.
Страх сравнивают часто с огнем, который можно использовать себе на пользу, если держать его
под контролем, и который сожжет тебя целиком, если дать ему волю.
Самое важное - это, что от страха ни в коем случае нельзя полностью избавляться, так как он
выполняет важнейшую предохранительную функцию. Если у тебя совсем нет страха – значит, ты
плохо защищен.
ВСЯ психологическая подготовка спортсмена основывается на балансировании между
необходимым и допустимым страхом.
Олимпийское таэквондо – одно из самых не травмоопасных боевых искусств, это обусловлено
помимо грамотной учебно-методической базы преподавания, но и наличием специальной
защитной экипировки.
Соревнования по таэквондо в разделе спарринги и пумсэ (базовая техника) как и аттестация на
пояса проходят для спортсменов в специальной одежде – добоке с поясом соответствующей технической квалификации.
На соревнованиях спортсменам выдают организаторы электронные (сенсорные) жилеты и шлема
судейской системы Dae Do или KPNP, а у спортсменов обязаны быть на ногах электронные футы
(т.н. «электронные носки»). Таэквондо WT является технологичным видом спорта и судейство на
соревнованиях благодаря «электронике» не предвзятое. Если вы четко попадаете электронными
футами в электронный шлем или жилет, то балл автоматически загорится на табло.
У спортсменов до 16 лет шлема с пластиковой маской, чтобы избежать травм лица. У взрослых
спортсменов шлема открытые, но обязательно должна присутствовать на зубах защита – капа. Для
тренировок приобретаются обычные, не сенсорные шлема и жилеты.
На соревнованиях, руки спортсменов защищают перчатки и протектор предплечья, ноги
электронные (на тренировках обычные) футы и протектор голени. Половые органы, как у мужчин,
так и у женщин, «ракушка» защита паха. Обычный жилет, шлем, защита рук, ног, паха – это всё
индивидуальные средства защиты, это такое же личное, как трусы и носки.
В нашей команде (единственной в стране) есть практика, что на пару первых соревнований,
тренер может дать из фонда клуба вам защиту и даже электронные футы, если вы затрудняетесь
приобрести по финансовым причинам, например.
Но в большинстве случаев, спортсмены приобретают всё сами ещё на стадии подготовки к
соревнованиям.
При покупки экипировки ОБЯЗАТЕЛЬНО советоваться с тренером! Защита должна быть
сертифицирована федерацией WT, это важно в первую очередь для вашего здоровья. Срок
службы современной экипировки от производителей специализирующихся на таэквондо, почти
не ограничен и её эксплуатация чаще упирается в рост спортсмена, чем в износ защиты.
В отличие от привычной тренировки, дети попадают в новую обстановку. Много незнакомых
людей: зрителей и соперников. Это всегда волнительно. Иногда участие в мероприятии
откладывают. Сначала ходят на турниры в качестве зрителей. Стараются лучше подготовиться,
чтобы «не ударить лицом в грязь». Ждут подходящего момента, правильного соперника. Но цель
первого выступления не победа. Детям просто нужно попробовать свои силы и пережить
ситуацию, к которой теоретически не подготовиться
Как помочь детям настроиться на соревнование:
Будьте рядом
Объясните ребенку, что на мероприятии вы всегда рядом. Покажите место, откуда вы будете за
ним наблюдать. Если есть возможность и это уместно, подойдите к юному спортсмену перед
началом турнира и в перерыве. В этот день ваша поддержка очень важна. Если во время
выступления ребенок на вас посмотрел, а вы залипли в телефон и не встретились взглядом — это
фиаско.
Напомните об успехах.
Дайте ребенку понять, что он уже молодец и много добился. Напомните, как он тренировался и
добивался своих первых спортивных успехов. Что-то давалось сразу. В чем-то были сложности, но
при должном упорстве всё получалось. Пусть и не с первого раза. Турнир — это такой же
спортивный шажок, как и все остальные. Получилось победить сразу — отлично. Это обязательно
нужно отметить. Если соперник оказался сильнее, делаем нужные выводы и работаем над собой.
Поделитесь собственным опытом
Дети — улучшенная копия нас самих. Часто мы схожи с ними по характеру и темпераменту.
Расскажите, что вы чувствовали перед собственным первым выступлением, какие были сомнения
и как вы с ними справлялись.
Чего делать не следует
Не настраивайте на победу
Представьте, вы едете на свои первые соревнования и настраиваете ребенка исключительно на
победу. А когда видите, что соперник объективно слабее, накручиваете еще больше: «победа у
тебя в кармане», «ты сделаешь его в два счета» и т.д. Но что если вы переоценили ситуацию или
юный спортсмен растерялся при виде большого количества зрителей и проиграл? Такая
психологическая травма может поставить крест на последующих выступлениях.
Не преувеличивайте ценность победы
Результат первого выступления не имеет каких-то судьбоносных последствий. Это всего лишь
очередной шажок в тренировочном расписании. Вместо того чтобы накануне занимать все
свободное время тренировками и разговорами о предстоящем событии, отвлекитесь:
прогуляйтесь по парку, сходите в кинотеатр или развлекательный центр. На следующий день вы
будете бодрыми и отдохнувшими.
Не сравнивайте с другими
Старайтесь быть объективными в оценке детских успехов, но не сравнивайте их с достижениями
других детей. «Смотри, Коля у вас самый шустрый, вот с кого пример нужно брать». Такие
высказывания могут сильно ударить по самооценке и снизить уверенность.
Объединить усилия.
Еще раз повторимся — подготовка ребенка к важному соревнованию — это совместная работа
тренера и родителей. Лучше вместе все обсудить, определить стратегию достижения победы и
действовать сообща.
Работать в едином информационном поле
Если дети приходят домой в подавленном настроении, не всегда удается понять, что этому стало
причиной: ссора с другом или неудачи в спортивной секции. Если начинают проседать показатели
в спорте, тренер не всегда может понять, причина этому перетренированность или какие-то
бытовые проблемы. Будьте максимально открытыми. Так вы сможете своевременно выявить
проблему, справиться с ней и настроить детей на успех.
Помогайте детям справляться с нагрузками
Бывает сложно совмещать учебу и тренировки. Старайтесь выстроить работу так, чтобы
спортивный характер помогал учиться, а школьные успехи давали преимущества в спорте. Дураки
чемпионами не становятся. Конечно, ищите компромиссы между школьным и спортивным
расписанием. Так вы поможете снизить стресс и усталость — это увеличивает шансы ребенка на
победу в соревнованиях.
Постарайтесь избежать этих ошибок
Родители и тренер не должны противоречить друг другу
Бывает так, что тренер на занятиях дает детям один комплекс упражнений, но вы дома решаете,
что нужно тренироваться иначе — так, как вас в детстве учили. Если вы и инструктор
противоречите друг другу — это проблема. Во-первых, такой подход ведет к расфокусировке
внимания. Во-вторых, снижается результативность.
Не выясняйте при детях отношения с тренером
Если мнения родителей и наставника в чем-то расходятся — это нормально. Так бывает. На этом
фоне иногда могут разгораться жаркие споры. Особенно накануне соревнований или уже после их
окончания. Но для детей авторитетно мнение и тренера, и родителей, поэтому нельзя допускать,
чтобы он стал свидетелем выяснения отношений. Это всегда подрывает авторитет и снижает
уверенность.
Не захваливайте детей без повода
Похвала — один из способов мотивировать юных спортсменов. Правильная мотивация помогает
настроить ребенка на победу в соревнованиях. Но родители склонны хвалить детей по поводу и
без. Дома дети идеальные и у них «все получается лучше, чем у других». На тренировке строгий
требовательный инструктор, у которого нет такого восторга от текущих результатов. Он говорит,
что для победы нужно много работать. Прислушается ребенок к тренеру или попросит родителей
поискать новую спортивную секцию — открытый вопрос. Для победы в соревнованиях важны
физическая и психологическая подготовка, мотивация в процессе выступления и поддержка в
конце. Родители, включайтесь в спортивную жизнь детей совместно с тренером и психологом. У
вас все получится.